Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 17 учебных кабинетов, 1 компьютерных класса, 1 кабинета музыки, 1 кабинета ИЗО, кабинет физики, биологии, русского языка, английского языка, географии, химии. Уровень оснащения кабинетов соответствует требованиям нормативных правовых документов Российской Федерации.
Учебные кабинеты, где организовано обучение детей с ОВЗ, оснащены видеопроекторами, телевизорами, компьютерами, интерактивными досками. Оборудование учебных помещений, подбор учебной мебели (стулья, парты, столы) и ее расстановка в учебных помещениях, использование учебных досок соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях и требованиям СП 2.4.3648-20.
В учебных кабинетах для обучающихся с ОВЗ оборудуется учебное место с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
В кабинете используется специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс, а также обеспечивающее максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации в осуществлении учебной деятельности: персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением, проектор, интерактивные доски, отвечающие гигиеническим требованиям.
Для ребенка на коляске в классе предусмотрена зона ученического места 1,5 х 1,5 м. Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты предусмотрено дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски, трости. Ширина прохода между рядами столов в классе составляет не менее 90 см.
Детям-инвалидам по зрению оборудуются одноместные ученические места. Парта ребенка со слабым зрением устанавливается в первых рядах от учительского стола и рядом с окном.
Детям-инвалидам по слуху оборудуется ученическое место электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками.
Для организации практических занятий с обучающимися, в том числе с детьми с ОВЗ и инвалидами в школе оборудованы:
Практические занятия по музыке и изобразительному искусству в 1-8 классах проводятся в специальных кабинетах. Кабинет музыки расположен на 2 этаже . Кабинеты оборудованы музыкальными инструментами, компьютерами, проектором и интерактивной доской. Кабинеты Изо расположены на 3 этаже основного корпуса. Кабинеты оснащены интерактивной панелью, компьютером, наглядными пособиями, учебно-методическими материалами.
Практические занятия по технологии в 1-4 классах проводятся в специальном кабинете. Образовательный процесс организован в соответствии с расписанием занятий. В кабинете имеются компьютер, учебно-методические материалы, наглядные пособия.
Практические занятия по технологии в 5-9 классах проводятся в оборудованных мастерских и в Центре естественно - научного профиля "Точка роста":
- "Мастерская по обслуживающему труду". Образовательный процесс организован в соответствии с расписанием занятий. В кабинетах имеются электроприборы, оборудование для швейного дела.
-"Мастерская по техническому труду". Образовательный процесс организован в соответствии с расписанием занятий. В кабинетах имеются инструменты по деревообработке, металлообработке, учебно-методические материалы.
Практические занятия по информатике проводятся в кабинетах информатики и в Центре естественно - научного профиля "Точка роста". Кабинет информатики расположен на 3 этаже основного корпуса. Образовательный процесс организован в соответствии с расписанием 7-11 классов. В кабинете имеется 10 ноутбуков, рабочее место учителя, мультимедийное устройство, учебно-методические материалы.
Практические занятия по ОБЗР проводятся в Центре естественно - научного профиля "Точка роста" в кабинете ОБЗР.
Лабораторные занятия по физике, химии, биологии проводятся в специальных кабинетах.
Актовый зал используется для проведения массовых мероприятий (собраний, конференций, семинаров, торжественные и культурные встречи).
Занятия по шашкам, шахматам проводятся в зоне тематической рекриации на 3 этаже.
Кабинет логопеда и психолога и дефектолога имеет зону коррекционно-развивающих занятий, которая предназначена для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, оборудована приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами. Кабинет расположен на 2 этаже школы.
1. Технические средства:
- Моноблок
- Ноутбук
- Планшет
- МФУ
2. Методические материалы:
- Методики диагностики и изучения психологической готовности детей к обучению школе.
- Методики уровня интеллектуального развития и общей осведомленности (степени обученности) учащихся.
- Методики изучения эмоционально-волевой сферы детей и взрослых.
- Методики изучения личностной сферы детей и взрослых.
- Методики профдиагностики профориентационной работы.
- Методики диагностики взаимоотношений в группе, между педагогом и ребенком.
- Методики по развитию познавательных процессов.
- Методики психокоррекционной работы.
- Диски со звуками природы
- Раздаточный материал для детей, родителей, учителей.
Паспорт кабинетов:
Мастерская по обслуживающему труду
Мастерская по техническому труду
Организован доступ к ресурсам электронной библиотеки НЭБ.
Имеются программы для чтения цифровых книг с возможностью увеличения шрифта. Обучающимся предоставляется возможность прослушивания аудиокниг.
Фонд учебной литературы в МБОУ “Тыловайская СОШ”составляет:
- 1343 экземпляра
- Основной фонд литературы
- 7056 экземпляр.
Ответственный за фонд:
- Миронова Анна Андреевна
В школьной библиотеке созданы следующие условия для обучающихся :
- возможность беспрепятственного входа в библиотеку и выхода из нее;
- возможность самостоятельного передвижения по библиотеке в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи персонала, а также кресла-коляски;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и самостоятельного передвижения, оказание им помощи на территории библиотеки;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформление в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги текстовой информации на электронных носителях, зрительной информации звуковой информацией.
- Список учебников на 2024-2025 год
Библиотека имеет доступ к электронным библиотекам – НЭБ, ЛитРес.
Библиотечное пространство, организация рабочих мест, временной режим работы школьной библиотеки организованы так, чтобы создать комфортный доступ ребенка с ОВЗ к образованию. Ширина дверных проемов библиотеки составляет 0,9 м; в состав библиотеки входят: абонемент и читальный зал. При обслуживании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются индивидуальные характерные особенности, как самих пользователей, так и анализ их потребностей.
Книги, находящиеся в открытом доступе, располагаются в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске: не выше 1,2 м, ширина прохода у стеллажей составляет не менее 1,1 м.
Обучающимся с ОВЗ и инвалидам предоставляется возможность использования компьютерной техники. Имеются программы для чтения цифровых книг с возможностью увеличения шрифта. Обучающимся предоставляется возможность прослушивания аудиокниг.
Паспорт кабинета:
Для воспитания здорового образа жизни в школе имеются следующие спортивные объекты:
- 1 спортивный зал
Ежегодно перед началом нового учебного года, комиссией, утвержденной приказом, проводится проверка готовности спортивных залов, спортивных сооружений, испытания спортивного оборудования. По итогам проверок оформляются акты-разрешения на проведение занятий в спортивных залах, на спортивной площадке, акты испытаний спортивного оборудования.
Для воспитания здорового образа жизни в школе имеются следующие спортивные объекты: спортивный зал с общей площадью 254 кв.м. Лыжная база, площадка для игр с мячом. Спортивная площадка имеет ограждение в деревянном исполнении.
Оборудование, которое имеется в спортивном зале для проведения занятий по адаптивной физкультуре, ЛФК:
- Гимнастическая стенка (4 пролета);
- Гимнастические скамейки высота 40см, 50 см;
- Гимнастические маты;
- Приставные лестницы к стенке;
- Снаряд для прыжков высоту (2 стойки), шнур с грузом;
- Приставные доски: ширина -15 см, Ширина- 20см;
- Кубы (большие и малые);
- Канат;
- Обручи: диаметр 50см, 70см, плоские обручи;
- Кольца;
- Палки гимнастические;
- Скакалки.
Паспорт кабинета:
В школе созданы необходимые условия для реализации образовательных программ. 4 кабинета оборудованы автоматизированным рабочим местом учителя (компьютер, проектор, экран,принтер). В школе оборудован информационно-библиотечный центр, центр «Точка роста». Для проведения проектных и исследовательских работ имеются лаборатории или лабораторное оборудование по предметам: физика, химия.
Школа укомплектована в соответствии с требованиями ФГОС:
- печатными средствами обучения - учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, дидактические материалы.
- наглядными средствами обучения по всем реализуемым предметам: плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски.
- демонстрационными средствами обучения - гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные.
- учебными приборами и лабораторным оборудованием
- спортивным оборудованием - гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.
Для реализации образовательных программ с использованием электронного обучения школа имеет собственные и сторонние электронные образовательные ресурсы: аудиовизуальные средства обучения, образовательные видеофильмы, учебные презентации, доступ к ФГИС «Моя школа», РЭШ.
Цифровое и компьютерное оборудование:
Интерактивные доски – 3
Интерактивные приставки - 4
Интерактивный комплекс - 5
Проекторы – 3
Моноблоки – 3
Настольные ПК – 4
Принтеры (МФУ) – 3
Ноутбуки – 17
Коммутаторы - 1
Цифровой микроскоп – 3
Цифровые лаборатории – 2
Телевизоры - 2
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечиваются специальными учебниками, адресованных данной категории обучающихся.
В качестве учебного и дидактического материала в младших классах используется натуральная и иллюстративная наглядность; в старших - иллюстративная и символическая;
- специально подобранные предметы,
- графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др),
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»)
Доступ обучающихся к информационным системам образовательной организации
обеспечен через:
- автоматизированную информационную систему «Электронная школа»;
- выход в Интернет, скорость доступа составляет 50 Мбит/с в школе, тип подключения - оптоволокно, Интернет-провайдер ООО «Ростелеком»;
- Wi-Fi подключение
- ФГИС «Моя школа», ИКОП «Сферум»
- официальный сайт образовательной организации, который предусматривает функцию для слабовидящих с выбором увеличения шрифта, что обеспечивает доступ к основным информационным ресурсам, размещенным на сайте.
- Для безопасных условий доступа в сеть Интернет школа подключена к единой системе передачи данных (ЕСПД), которая обеспечивает передачу данных с использованием единой сети, защиту данных, ограничение для социально значимых объектов доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети Интернет.
Образовательная организация обеспечивает доступ обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидам к следующим электронным образовательным ресурсам:
- Доступ к электронным образовательным ресурсам, входящим в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Доступ к электронной библиотеке Литресс.
- Доступ к библиотеке ЦОК ФГИС Моя школа.
В МБОУ "Тыловайская средняя общеобразовательная школа" общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступа в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья доступное. У входа в здание установлен пандус, поэтому зона оказания услуг не имеет препятствий и доступна для всех категорий лиц с ОВЗ и инвалидов.
Для расширения возможностей равного доступа к предоставляемым услугам образовательного учреждения при входе в школу справа от входной двери расположена кнопка вызова сотрудника учреждения для оказания помощи инвалидам всех категорий (сопровождение). Для слабовидящих справа от входной двери расположена информационная табличка с использованием шрифта Брайля. Вход оборудован видеокамерой, световым табло ВХОД, ВЫХОД.
Для слабовидящих размещена визуальная информация: контрастное цветовое ограничение верхних, нижних ступеней на лестничных пролётах и перилах, на дверях установлены контрастные круги.
О назначении ответственных лиц за оказание помощи инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья - просмотр.
В образовательной организации отсутствуют адаптированные лифты, сменные кресла-коляски, поручни на лестничных проемах и при входе.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечена достаточная ширина дверных проемов в стенах 1 этажа. На первом этаже без перепада высот от уровня входа находятся учебные аудитории, столовая, санитарная комната. Обеспечена доступность путей движения. При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения доступа в помещение будет предоставлено сопровождающее лицо.
Парковочные места для автотранспорта инвалидов у здания школы не оборудованы в связи с отсутствием запросов родителей (законных представителей). Имеется возможность подъехать на расстояние до 1 м к входной группе школы, что обеспечивает посадку в транспортное средство и высадку из него непосредственно перед входом в здание.
В целях повышения уровня доступности объектов и предоставляемых услуг для инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с требованиями, установленными законодательством, в школе разработан паспорт доступности – просмотр.
Для реализации АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Для реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР (интеллектуальными нарушениями) используются: компьютер, интерактивная доска, проектор, специальные учебники, отвечающие особым образовательным потребностям обучающихся с легкой умственной отсталостью.
При обучении инвалидов и обучающихся с ОВЗ применяются мультимедийные средства, оргтехника; используются специальные возможности операционных систем, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст; настройка действий при вводе текста, изображения с помощью клавиатуры или мыши для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.